Замковая гора


В начале XII века укрепленный центр Кричева, а потом и всего поселения, переместился на более удобный правый берег реки Сож. Так появляется городище Замковая гора, которая будет являться и замком и центром города вплоть до конца XVIII века.

Замковая гора расположена в непосредственной близости от нынешнего городского пляжа сама же гора является насыпной. На самой горе располагается Свято-Николаевская церковь построенная правее от той самой первой церкви которая сгорела дотла. Действующая ныне церковь была в тайне привезена горожанами из д. Лобковичи. Деревянный сруб привезенный от туда в 1947 году имел вид четырех стенного сруба, не было ни алтаря, ни второй части храма. В середине 20 века здесь был просто молитвенный дом. И только вначале 50-х пристроили алтарь и притвор.  В 1956 г. храм был освещен.  В 70-х появились еще несколько пристроек.
22 мая 2017 года была освещена колокольня расположенная справа от входа в храм.


Виртуальная экскурсия


Аудиогид: присутствует


История


В начале XII века укрепленный центр Кричева, а потом и всего поселения, переместился на более удобный правый берег реки Сож. Так появляется городище Замковая гора, которая будет являться и замком и центром города вплоть до конца XVIII века.

Замковая Гора – городище эпохи Древней Руси на правом берегу реки Сож (60 м), в 0,2 км северо-западнее устья ручья, протекающего с западной стороны городища в 0,8 км южнее городища «Городец».

Одновременно с развитием крепости на Спасской горе начал формироваться Зубелышенский посад. Посад населяли торговцы и ремесленники, которые занимались металло и деревообработкой, гончарным ремеслом.

Здесь обнаружены фрагменты керамики милоградской культуры и материалы древнерусского времени: остатки жилых построек с печами-каменками, стеклянные браслеты, шиферные пряслица и бусы, обломки гончарной посуды, ножи, наконечники стрел, ключи и др.

Кричев считался одним из важнейших порубежных замков. Кричевский замок был отделен от города глубоким и широким рвом, через который был переброшен мост, последний пролет которого был подъемным. Замок был деревянным, имел 5 башен, в нем размещались Никольская церковь, жилые и хозяйственные постройки, цейхгауз, где хранились порох, амуниция, оружие. Вероятно, в замке был и завод по производству пороха, о чем свидетельствует старинная белорусская пословица «В Кричев на порох годится» (так говорят о тех, кто уже ни к чему не пригоден). Кроме замка, Кричев имел еще один пояс обороны – городские укрепления.

Городской посад состоял из 2-х частей. Одна размещалась на Спасской горе – Зубелышенский посад, а вторая развивалась рядом с замком. Обе части посада имели самостоятельные линии обороны, которые состояли из земляных валов и деревянных стен.

Крепость обороняли доблестные пушкари, а городом управлял магистрат.

Кричев, как и вся Белоруссия, был занят немецкими солдатами. Вот тогда-то его жители вспомнили о Боге. Оккупанты молиться не запрещали.

30 сентября 1943 года произошло радостное событие для горожан, переживших страшный период оккупации. В этот день бойцы Красной армии освободили Кричев от гитлеровских захватчиков.

Православные христиане в минуты радости и горя идут в приходской храм, чтобы возносить молитвы Господу, Богородице и всем святым. А вот жителям города, к сожалению, было некуда пойти, так как жестокая война завершила подлые дела воинствующих богоборцев и уничтожила всепоглощающим огнем последние из уцелевших церквей.

Однако вера людей, перенесших тяготы военного лихолетья, была настолько непоколебимой, что они, без боязни за последствия, вступили в настоящую борьбу за открытие храма.

Не найдя понимания в Кричеве, верующие обратились к вышестоящему руководству. В ответ получили из Гомеля копию Постановления №180 Совета Народных Комиссаров Белорусской ССР от 18 апреля 1944 года об отклонении просьбы группы верующих города Кричева.

Даже столь категоричный отказ не остановил прихожан, и они написали в Москву. Ответа долго не было, тогда еще раз они напомнили о себе.

10 октября 1945 года от Уполномоченного совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР по Могилевской области пришел ответ о направлении заявления группы верующих города Кричева председателю Кричевского райсовета депутатов трудящихся для разбора его на заседании президиума.

Ответ Уполномоченному в общем отделе райисполкома готовили долго, в результате чего родилась, датированная 10 января 1946 года отписка: « Возращая при сем заявление группы верующих граждан Кричевский райисполком считает невозможным удовлетворить просьбу верующих, посколько в радиусе в 4-5 км имеется церква – Воронево».

Небольшой частный дом не мог вместить верующих, а Покровская церковь все Воронево на самом деле находилась в семи километрах от города, по этому прихожане продолжали слать письма во все инстанции. Их отфутболивали городским чиновникам, чтобы те разобрались на месте. Так, 3 августа 1946 года некий Ващенко снова утверждал, что до Вороневской церкви рукой подать и в Залесовичах храм работает, так что строить в Кричеве церковь или молитвенный дом не целесообразно.

Тем не менее, упрямые прихожане развернули строительные работы  в намоленном предками месте Замковой горы, можно сказать, на пепелищие стоявших там  до войны Николаевского и Георгиевского храмов.

Таким образом, в начале 1947 года на Замковой горе действующего православного культового здания не было, оно только достраивалась рядом с пепелищем двух сгоревших церквей.

Храм в наши дни

Информация составлена по материалам книги Александра Болдовского Православные храмы Беларуси "Свято-Николаевская церковь города Кричева",2017 г. А так же по архивным данным исторического музея г. Кричева. 
Современные фотоматериалы фотографа Сергея Цуканова. Исторические фотоснимки из книги.  

Карта расположения


Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.